Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МКОУ
Купцовская СШ обеспечивает условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, согласно Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №
181-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2021 г.) «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», статья 14 «Обеспечение беспрепятственного
доступа инвалидов к информации». Специализированный учет инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления,
обучения в образовательной организации.
Прием детей с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК. Система
обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
случае их поступления в образовательную организацию осуществляется в общих классах.
Школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего
образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации данных образовательных программ возможно использование
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По
медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное
обучение на дому и инклюзивное образование.
В случае необходимости в школе
проводятся консультации родителей (законных представителей) инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья по вопросам приема и обучения в
образовательной организации. Во время проведения промежуточной и итоговой
аттестации для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья предоставляется отдельная аудитория, увеличивается продолжительность
аттестации, присутствует ассистент для оказания технической помощи, аттестация
проводятся в письменной форме.
Психолого-педагогическое
сопровождение инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в случае их обучения в нашей образовательной организации
предполагает: контроль за графиком учебного процесса и выполнением
аттестационных мероприятий, обеспечение учебно-методическими материалами в
доступных формах, организацию индивидуальных консультаций для
обучающихся-инвалидов, индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики
обучения, составление расписания занятий с учетом доступности среды.
Для сопровождения
образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в
школе имеются педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, классные
руководители, осуществляющие мероприятия по социальной и психологической
адаптации данной категории обучающихся. Обучение данных лиц организуется
совместно с другими обучающимися.
Таким образом, школа готова к
реализации требований к организации образовательного процесса для обучения
инвалидов и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными
показателями.
Доступная среда
образовательной организации позволяет получить достойное и качественное
образование людям с ограниченными возможностями.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе имеется класс
коррекционной подготовки.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждом учебном кабинете установлен компьютер с выходом в
Интернет, в некоторых кабинетах имеется мультимедийный проектор с экраном.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специализированные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, в том числе лабораторным (физика, химия, биология, информатика). Кабинеты биологии, физики и химии оборудованы демонстрационными столами.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-библиотечный
центр приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными
шкафами, стеллажами, рабочим столом для библиотекаря в составе персонального
компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет.
Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими
средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья, не предусмотрено. Доступк имеющемуся библиотечному фонду для
инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен. Расстояния между стеллажей с книгами
позволяют передвигаться маломобильным обучающимся.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал находится на
первом этаже здания школы, что обеспечивает беспрепятственный проход лиц с
ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательной системы.
В МКОУ купцовской СШ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья установлен порядок освоения дисциплины на основании
соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
Проводятся подвижные занятия адаптивной физической культуры в том числе и на
открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответственную
подготовку. При их проведении специалист учитывает вид и тяжесть нарушения
организма, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные объекты приспособлены для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья. В спортивных залах имеется
необходимое спортивное оборудование, коврики для проведения занятий с детьми с
ОВЗ и инвалидностью.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания
– все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие
(учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и
духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают
реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного
процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для
осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах
обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные
средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы
используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы,
диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия,
кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств
соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать
возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует
только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять
главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения,
даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть
точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически
выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать
самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Реализация адаптированных образовательных программ
предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На территории образовательной
организации обустроена стоянка автотранспортных средств для инвалидов.
Вход в школу не оборудован пандусом.
На каждом этаже размещён поэтажный плана здания, выполненный
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В учебных кабинетах, находящихся на первом этаже здания школы,
увеличеные дверные проёмы.
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации
инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется
сопровождающее лицо
Специальные условия питания
Пищеблок школы осуществляет
производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу
включительно.
В образовательной организации осуществляется обеспечение
бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены
умывальники с подачей воды.
Специальные условия охраны здоровья
Здание МКОУКупцовской СШ
оснащено:
– пожарной сигнализацией с автоматическим дублированием сигналов
о возникновении пожара на пульт пожарной охраны; системой оповещения и
управления эвакуацией людей при пожаре; информационными табло (указателями
запасного выхода); необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией
для сигнализации об опасности;
– исправными первичными средствами пожаротушения (огнетушители,
пожарный инвентарь);
– кнопкой тревожной сигнализации с выводом на каналы связи
филиалов федерального государственного казенного учреждения “Управление
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по
Волгоградской области”;
– системой видеонаблюдения;
– прямой связью с органами МВД (ФСБ) с использованием телефона
АТС;
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ Купцовской СШ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена:
-электронной почтой;
-локальной сетью;
-выходом в Интернет;
-функционирует официальный сайт ОУ.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в кабинетах, а также в библиотеке.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, экраны, телевизоры).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития
сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и
телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного
процесса. Электронное обучение является одним из основных факторов,
заставляющих образование совершенствоваться. Существенным средством
электронного обучения выступают образовательные информационные ресурсы,
опубликованные в сети Интернет.
Применение электронных образовательных ресурсов обеспечивает
единый стандарт знаний для всех обучающихся. Учитель, уже не являясь основным и
единственным источником знаний, превращается в тьютора, который не просто
транслирует ученику входную учебную информацию, а организует работу ученика с
учебными материалами из сети Интернет, консультирует их и оказывает поддержку в
случае необходимости.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МКОУ Купцовкая СШ имеются
следующие специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья:
мультимедийные средства:
мультимедийные проекторы;
компьютеры, ноутбуки;
принтеры, сканеры.
В целях доступности получения образования по образовательным
программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МКОУ Купцовская СШ
в сети «Интернет» для слабовидящих.