Положение о ШИБЦ

Подписан: Свечникова
Ирина Александровна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение:
место подписания
Дата: 2021-09-01 17:
54:52
Foxit Reader Версия:
9.7.1

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и является
основой деятельности школьного информационно-библиотечного центра Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Купцовская средняя школа» Котовского муниципального района
Волгоградской области.
1.2. Школьный информационно-библиотечный центр (далее ШИБЦ) является структурным
подразделением образовательной организации, участвующим в образовательной деятельности в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечным
фондом и Интернет-ресурсами.
1.3. Деятельность ШИБЦ направлена на достижение результатов основной образовательной
программы и дополнительного образования детей.
1.4. ШИБЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, уставом образовательного учреждения, положением о школьном
информационно-библиотечном центре, утвержденном директором общеобразовательной организации.
1.5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьном информационно-библиотечном центре
образовательного учреждения и Правилами пользования учебной литературой из фонда школьного
информационно-библиотечного центра, утвержденными директором МКОУ Купцовской СШ.
1.6.Организация обслуживания участников общеобразовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.












2. Основные задачи
Основными задачами ШИБЦ являются:
способствовать реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе
выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;
создавать условия для получения учащимися информационных ресурсов, способствовать
самостоятельной работе учащихся с ресурсами на различных типах носителей;
создавать зону коллективной работы учащихся;
создавать условия для организации спектра средств организации творческой и игровой деятельности
учащихся;
обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным
информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты
авторских и смежных прав;
обеспечить бесплатный доступ всех участников образовательного процесса к Интернет-ресурсам;
осуществлять информационное обеспечение образовательной деятельности;
формирование социального пространства, открытого для культурной, профессиональной и
образовательной деятельности всех участников образовательных отношений.
3. Основные функции ШИБЦ
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
2

носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
 размещение, организацию и сохранность документов;
3.2. Создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует
и
ведет
справочно-библиографический
аппарат:
каталоги
(алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю образовательного учреждения;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3.
Осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
 интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в
сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 способствует формированию читательской компетентности учащихся;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует творческие мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности;
 содействует членам педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, DVDдисков, презентации развивающих компьютерных игр);
 организует курсы внеурочной деятельности для учащихся.
3.4.
Осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
 содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации
педагогов;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
образовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления
образовательным процессом;
3









поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся;
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ШИБЦ;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

4. Организация деятельности ШИБЦ
4.1. Структура ШИБЦ:
абонемент, учебно-методический отдел, справочно-библиографический отдел, медиатека,
копировально-множительная техника;
4.2. Организация пространства ШИБЦ: зона для получения информационных ресурсов во
временное пользование, зона самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей; зона
для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационная зона для организации
выставок и экспозиций, рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий.
4.3 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии основной образовательной программой образовательной
организации, проектами и планом работы ШИБЦ.
4.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ШИБЦ,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности ШИБЦ несет директор
общеобразовательной организации в соответствии с уставом учреждения.
4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми и юношеством ШИБЦ образовательного организации взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации, включая сетевое взаимодействие информационнобиблиотечных центров.
5. Управление.
5.1. Управление ШИБЦ осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, Волгоградской области и уставом общеобразовательной организации.
5.2. Общее руководство деятельностью ШИБЦ осуществляет директор общеобразовательной
организации.
5.3. Руководство ШИБЦ осуществляет руководитель ШИБЦ, который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности ШИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом образовательной организации.
5.4. Руководитель ШИБЦ назначается директором общеобразовательной организации, является
членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета образовательного
учреждения.
5.5. Руководитель ШИБЦ разрабатывает и представляет директору общеобразовательной
организации на утверждение следующие документы:
а) положение о ШИБЦ, правила пользования ШИБЦ;
4

б) структуру и штатное расписание ШИБЦ;
в) планово-отчетную документацию;
г) технологическую документацию.
д) программы курсов внеурочной деятельности или дополнительного образования учащихся.
5.6. Порядок комплектования штата ШИБЦ общеобразовательной организации регламентируется
его уставом.
5.7. На работу в ШИБЦ принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.8. Работник ШИБЦ может осуществлять педагогическую деятельность. Трудовые отношения
работника ШИБЦ и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия
которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

а)

б)
в)
г)
д)

е)
ж)
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)

6. Права и обязанности работника
6.1. Работник ШИБЦ имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в
уставе образовательной организации и положении о школьном информационно-библиотечном
центре образовательного учреждения;
проводить в установленном порядке занятия в рамках внеурочной деятельности, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования ШИБЦ образовательной организации,
утвержденными директором образовательного учреждения, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями центра;
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
6.2 . Работник ШИБЦ обязан:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ШИБЦ;
информировать пользователей о видах услуг, предоставляемых ШИБЦ;
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий,
образовательными
программами
образовательного
учреждения,
интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание
пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение
и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательной организации;
отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательной организации;
5

и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей ШИБЦ
7.1 Пользователи ШИБЦ имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых ШИБЦ услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ШИБЦ;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
мультимедийные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе
фонда ШИБЦ;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых ШИБЦ;
и) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ШИБЦ, расположения карточек
в каталогах и картотеках;
к) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала;
л) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника ШИБЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
м) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
н) возвращать документы в установленные сроки;
о) заменять документы ШИБЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать
ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотечным информационным центром;
п) полностью рассчитаться с ШИБЦ по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном
учреждении.
7.2. Порядок пользования ШИБЦ:
а) запись обучающихся общеобразовательной организации в ШИБЦ производится по списочному
составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательной организации, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по
паспорту;
а) перерегистрация пользователей ШИБЦ производится ежегодно;
б) документом, подтверждающим право пользования ШИБЦ, является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их
возвращения в ШИБЦ;
г) обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через классных
руководителей общеобразовательного учреждения.
7.3. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
 учебники, учебные пособия - учебный год;
 научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
 периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
6

спрос со стороны других пользователей.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».