Подписан: Свечникова Ирина Александровна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2021-09-01 17: 54:52 Foxit Reader Версия: 9.7.1 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и является основой деятельности школьного информационно-библиотечного центра Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Купцовская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области. 1.2. Школьный информационно-библиотечный центр (далее ШИБЦ) является структурным подразделением образовательной организации, участвующим в образовательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечным фондом и Интернет-ресурсами. 1.3. Деятельность ШИБЦ направлена на достижение результатов основной образовательной программы и дополнительного образования детей. 1.4. ШИБЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, уставом образовательного учреждения, положением о школьном информационно-библиотечном центре, утвержденном директором общеобразовательной организации. 1.5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьном информационно-библиотечном центре образовательного учреждения и Правилами пользования учебной литературой из фонда школьного информационно-библиотечного центра, утвержденными директором МКОУ Купцовской СШ. 1.6.Организация обслуживания участников общеобразовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи Основными задачами ШИБЦ являются: способствовать реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом; создавать условия для получения учащимися информационных ресурсов, способствовать самостоятельной работе учащихся с ресурсами на различных типах носителей; создавать зону коллективной работы учащихся; создавать условия для организации спектра средств организации творческой и игровой деятельности учащихся; обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав; обеспечить бесплатный доступ всех участников образовательного процесса к Интернет-ресурсам; осуществлять информационное обеспечение образовательной деятельности; формирование социального пространства, открытого для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений. 3. Основные функции ШИБЦ 3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных 2 носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. Создает информационную продукцию: осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательного учреждения; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; способствует формированию читательской компетентности учащихся; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует творческие мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности; содействует членам педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, DVDдисков, презентации развивающих компьютерных игр); организует курсы внеурочной деятельности для учащихся. 3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации педагогов; создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы образовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; 3 поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся; удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ШИБЦ; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности ШИБЦ 4.1. Структура ШИБЦ: абонемент, учебно-методический отдел, справочно-библиографический отдел, медиатека, копировально-множительная техника; 4.2. Организация пространства ШИБЦ: зона для получения информационных ресурсов во временное пользование, зона самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей; зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационная зона для организации выставок и экспозиций, рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий. 4.3 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии основной образовательной программой образовательной организации, проектами и планом работы ШИБЦ. 4.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ШИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности ШИБЦ несет директор общеобразовательной организации в соответствии с уставом учреждения. 4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством ШИБЦ образовательного организации взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации, включая сетевое взаимодействие информационнобиблиотечных центров. 5. Управление. 5.1. Управление ШИБЦ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и уставом общеобразовательной организации. 5.2. Общее руководство деятельностью ШИБЦ осуществляет директор общеобразовательной организации. 5.3. Руководство ШИБЦ осуществляет руководитель ШИБЦ, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности ШИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом образовательной организации. 5.4. Руководитель ШИБЦ назначается директором общеобразовательной организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета образовательного учреждения. 5.5. Руководитель ШИБЦ разрабатывает и представляет директору общеобразовательной организации на утверждение следующие документы: а) положение о ШИБЦ, правила пользования ШИБЦ; 4 б) структуру и штатное расписание ШИБЦ; в) планово-отчетную документацию; г) технологическую документацию. д) программы курсов внеурочной деятельности или дополнительного образования учащихся. 5.6. Порядок комплектования штата ШИБЦ общеобразовательной организации регламентируется его уставом. 5.7. На работу в ШИБЦ принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.8. Работник ШИБЦ может осуществлять педагогическую деятельность. Трудовые отношения работника ШИБЦ и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. а) б) в) г) д) е) ж) а) б) в) г) д) е) ж) з) 6. Права и обязанности работника 6.1. Работник ШИБЦ имеет право: самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе образовательной организации и положении о школьном информационно-библиотечном центре образовательного учреждения; проводить в установленном порядке занятия в рамках внеурочной деятельности, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; определять источники комплектования информационных ресурсов; изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; определять в соответствии с правилами пользования ШИБЦ образовательной организации, утвержденными директором образовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями центра; быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2 . Работник ШИБЦ обязан: обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ШИБЦ; информировать пользователей о видах услуг, предоставляемых ШИБЦ; обеспечить научную организацию фондов и каталогов; формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательной организации; отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательной организации; 5 и) повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей ШИБЦ 7.1 Пользователи ШИБЦ имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых ШИБЦ услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ШИБЦ; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, мультимедийные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда ШИБЦ; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых ШИБЦ; и) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ШИБЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках; к) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала; л) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника ШИБЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; м) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ; н) возвращать документы в установленные сроки; о) заменять документы ШИБЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотечным информационным центром; п) полностью рассчитаться с ШИБЦ по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.2. Порядок пользования ШИБЦ: а) запись обучающихся общеобразовательной организации в ШИБЦ производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательной организации, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; а) перерегистрация пользователей ШИБЦ производится ежегодно; б) документом, подтверждающим право пользования ШИБЦ, является читательский формуляр; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в ШИБЦ; г) обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через классных руководителей общеобразовательного учреждения. 7.3. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия - учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц; периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует 6 спрос со стороны других пользователей. 7