Проограмма дополнительного обучения русскому языку иностранных граждан не прошедших тестирование для приема в ОО (основное и среднне общее образование)

Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на обучение иностранных граждан,
ранее не изучавших русский язык. Достижение удовлетворительного уровня
владения русским языком позволит удовлетворить основные коммуникативные
потребности иностранных граждан средствами русского языка в сфере
повседневного общения, социально-культурной и учебно-профессиональной
сферах общения. Этот уровень обеспечивает необходимую языковую базу для
скорейшей адаптации в условиях новой социально-культурной среды, для
общения с носителями русского языка (не только в условиях языковой среды, но
и вне ее), для осуществления профессиональной деятельности в коллективах, где
русский язык является рабочим языком, для ознакомления с историей и культурой
России, национальными традициями русского народа.
Программа предполагает взаимосвязанное обучение аспектам языка и
видам речевой деятельности для формирования у иностранных граждан общей
коммуникативной компетентности. Она основана на принципах коммуникативноориентированной методики, прежде всего тематико-ситуативном принципе
организации учебного материала.
Основной целью обучения русскому языку является формирование у
слушателей языковой и речевой компетенции в объеме, обеспечивающем
возможность общения в социально-бытовой, социально-культурной и учебной
сферах в РФ.
Основные задачи:
- сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию
(владение языковым материалом в объеме, достаточном для свободного общения
в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
- сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и
продуцировать тексты монологического и диалогического характера в заданных
социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
- сформировать социолингвистическую компетенцию (умение использовать
языковые единицы в соответствии с социально-бытовыми, социальнокультурными и учебными ситуациями общения);
- сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с
русской культурой);
- сформировать социальную компетенцию (умение различать основные
социально-поведенческие характеристики говорящего).
Общеобразовательные задачи:
- посредством учебных материалов по русскому языку познакомить граждан
с российской действительностью, историей Российского государства, русской
культурой;
- формировать представления о русском менталитете, способствовать
развитию познавательной и мыслительной активности, развитию научного
мышления.
Предлагаемая программа рассчитана на 1000 академических часов.

Предметные результаты освоения программы
АУДИРОВАНИЕ
A. Аудирование монологической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух информацию, содержащуюся в
монологическом высказывании: тему, основную идею, главную и
дополнительную информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной
полнотой, глубиной и точностью.
Тематика текста актуальна для социально-бытовой и социально-культурной
сфер общения.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения.
Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации).
Объем текста: 500—600 слов.
Количество незнакомых слов: до 3 %.
Темп речи: 210—230 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.
Б. Аудирование диалогической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух основное содержание диалога,
коммуникативные намерения его участников.
Тематика диалога актуальна для бытовой и социально-культурной сфер
общения.
Объем диалога: не менее 10—12 развернутых реплик.
Количество незнакомых слов: до 2 %.
Темп речи: 210—230 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.
ЧТЕНИЕ
Иностранец должен уметь:
— использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки:
— определять тему текста, понимать его основную идею;
— понимать как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
— адекватно понимать информацию, изложенную в тексте, выводы и
оценки автора.
Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение. Тип
текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа с
элементами рассуждения.
Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации) с учетом
лексико-грамматического материала данного уровня.
Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения.
Объем текста: 900—1000 слов
Количество незнакомых слов: до 5—7 %.
Скорость чтения: при изучающем чтении — 40—50 слов в минуту; при
чтении с общим охватом содержания — 80—100 слов в минуту.

ПИСЬМО
Иностранец должен уметь строить:
— письменное монологическое высказывание продуктивного характера на
предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
—
письменное
монологическое
высказывание
репродуктивнопродуктивного характера на основе прочитанного текста в соответствии с
коммуникативно-заданной установкой.
Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а также
тексты смешанного типа с элементами рассуждения.
Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации). Тематика
текста актуальна для социально-бытовой и социально-культурной сфер общения.
Объем предъявляемого текста: 600—700 слов.
Количество незнакомых слов в предъявляемом тексте — до 5 %.
Письменные тексты учащегося должны быть оформлены в соответствии с
нормами современного русского языка.
Тексты продуктивного характера должны содержать не менее 20
предложений.
ГОВОРЕНИЕ
А. Монологическая речь.
Иностранец должен уметь:
— самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания в
соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
— строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе
прочитанного или прослушанного текста различной формально-смысловой
структуры и коммуникативной направленности;
— передавать содержание, основную идею прочитанного или
прослушанного текста и выражать собственное отношение к фактам, событиям,
изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам. Объем
предъявляемого текста: 600—700 слов.
Количество незнакомых слов в предъявляемом тексте: до 3 %.
Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а также
тексты смешанного типа с элементами рассуждения.
Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации). Объем
продуцируемого учащимся текста: не менее 20 фраз.
Диалогическая речь.
Иностранец должен уметь:
—
понимать содержание высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях;
—
адекватно реагировать на реплики собеседника;
—
инициировать диалог, выражать свое коммуникативное намерение в
речевых ситуациях, актуальных для данного уровня владения языком.
Тип диалога: диалог-расспрос, диалог-сообщение, диалог-побуждение.
Высказывания учащихся должны быть оформлены в соответствии с нормами
современного русского языка, включая общепринятые и социально
обусловленные нормы речевого этикета.

Содержание программы
Содержание коммуникативной компетентности в сфере повседневного
общения и социально-культурной сфере.
Содержание коммуникативно-речевой компетентности
Темы общения
При решении определенных коммуникативных задач иностранец должен
уметь вербально реализовывать следующие направления:
—
в соответствии с нормами русского речевого этикета вступать в
коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять
другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить,
извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; инициировать и
поддерживать общение, изменять тему (направление) беседы; привлекать
внимание, просить повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу;
—
запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать
о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или
предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов; о действии,
времени, месте, причине и цели действия или события; о возможности,
необходимости, вероятности, невозможности осуществления действия;
—
выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание,
совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение
или запрещение, обещание, неуверенность, сомнение;
—
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту,
событию, поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие,
сожаление.
Иностранец должен уметь ориентироваться и реализовывать свои основные
коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
—
в административной службе (в деканате, в дирекции, в офисе и т. п.);
— в магазине, киоске, кассе;
— на почте;
— в банке, в пункте обмена валюты;
— в ресторане, буфете, кафе, столовой;
— в библиотеке;
— на занятиях;
— на улицах города, в транспорте;
— в театре, музее, на экскурсии;
— в поликлинике, у врача, в аптеке;
— в ситуации общения по телефону, факсу;
— в гостинице;
— на вокзале, в аэропорту.
Иностранец должен уметь осуществлять речевое общение в устной и
письменной формах в рамках актуальных для данного уровня тем:
1. Биография: детство, учеба и работа, интересы. Семья.

2. Выбор места учебы или работы, профессии и др.; выражение отношения к
ним.
3. Система образования: школы, колледжи, институты и университеты в
России и в родной стране.
4. Роль иностранных языков в жизни человека. Изучение русского языка.
5. Образ жизни (режим работы, отдых, традиции, общение с коллегами и
друзьями).
6. Свободное время. Отдых, интересы, увлечения (искусство, спорт,
путешествия и т. п.).
7. Город. Столица страны. Родной город. Город как центр культуры и
туризма. Проблемы современного города. Жизнь в городе и деревне.
8. Страна. Россия. Её регионы. Родная страна: география, экономика,
культура, история и т. п.
Ситуации общения
В следующих ситуациях учащийся должен уметь реализовать
перечисленные коммуникативные задачи.
В административной службе, в деканате, в офисe, в дирекции:
1. Сообщить имя, фамилию, страну, откуда приехал, и цель посещения,
свою просьбу; ответить на стандартные вопросы в административной службе.
2. Узнать (спросить), где и у кого можно получить необходимую
информацию; где можно найти нужного человека, когда он принимает; где можно
получить необходимый документ; можно ли поступить учиться, какие документы
необходимы для этой цели и т.д.
3. Попросить выдать и/или оформить нужный документ, перевести в другую
группу, изменить профиль обучения, разрешить сдать досрочно экзамены,
принять на работу, на учебу и т.д.; передать информацию нужному лицу;
разрешить поехать в другой город (страну) и объяснить причину.
В магазине, на рынке, в аптеке:
1. Сообщить, что вы хотите купить; сколько предметов вы хотите купить;
какого цвета, размера; что вам не подходит (не нравится) предлагаемая вещь.
2. Узнать (спросить), где можно купить нужную вам вещь, имеется ли в
наличии нужная вам вещь, имеется ли вещь нужного вам размера (цвета, фасона и
т.д.), сколько стоит нужная вам вещь, как называется указанная вами вещь порусски, где можно заплатить за покупку.
3. Попросить нужную вам вещь, показать указанную вами вещь, поменять
предложенную вам вещь, разрешить примерить выбранную вещь.
В аэропорту, на вокзале:
1. Сообщить, что вы хотите купить билет; какой билет (купейный,
плацкартный, мягкий, I класс, туристический класс); сколько билетов вам нужно;
куда вы едете / летите.
2. Узнать (спросить), есть ли билеты на поезд, самолет и т.д. (рейс № ...),
сколько стоит билет “туда”, “туда - обратно”; можно ли купить билет на
определенную дату, на определенный рейс самолета, на определенный номер
поезда; когда отправляется поезд (автобус), улетает самолет, когда прибывает
поезд, приходит автобус, прилетает самолет.
3. Попросить дать/продать билет на нужный вам поезд; попросить нужный
вам билет (купейный, плацкартный, сидячий; “туда”, “туда - обратно”,

“обратно”); билет на самолет, на нужный вам рейс, нужного вам класса (I класс,
экономный, туристический, со скидкой).
На почте:
1. Сообщить, что вы хотите отправить посылку (бандероль, факс,
телеграмму и т.д.), куда вы хотите позвонить, сколько времени будете говорить.
2. Узнать (спросить), где можно послать телеграмму; где можно взять
бланки для телеграммы, как заполнить бланк, какова стоимость услуг.
3.Попросить нужные вам предметы (бланки, открытки, марки и т.д.); помочь
заполнить бланк телеграммы (посылки, бандероли); послать факс.
В банке:
1. Сообщить, что вы хотите открыть счет, положить определенную сумму на
счет, перевести деньги на счет, взять деньги со счета.
2. Узнать (спросить), как открыть счет, как перевести деньги на счет, как
заполнить формуляр договора, можно ли взять деньги, получить проценты со
счета, номер телефона банка.
3. Попросить открыть счет, помочь заполнить договор, снять деньги со
счета, перевести деньги со счета на другой счёт, в другой банк, в другой город, в
другую страну.
В столовой, в буфете, в кафе, в ресторане:
1. Сообщить, что вы хотите заказать, взять, купить; что предложено не то, о
чем вы просили.
2. Узнать, где (за какой) стол можно сесть; свободно ли место; имеется ли
желаемое блюдо: вегетарианские, мясные, молочные и т.д. блюда; стоимость
названного блюда.
3. Попросить принести что-либо; принести заказанное блюдо побыстрее;
заменить что-либо на другое; принести (дать) счет.
В библиотеке:
1. Сообщить необходимую информацию о себе, что вам нужно; какая книга
(журнал) вам нужна (нужен); что вам нужна другая книга.
2. Узнать (спросить), как записаться в библиотеку (какие документы
необходимы); имеется ли литература на нужном вам языке; на какой срок можно
взять книги; можно ли продлить срок пользования книгами, журналами и т.д.
3. Попросить помочь вам заполнить читательскую карточку; помочь найти
что-либо в каталоге; дать нужные вам книги (журналы и т.д.); обменять
книгу.
На занятиях, в университете, на курсах:
1. Сообщить о причине отсутствия на занятиях; об изменении в расписании
и т.д.
2. Узнать (спросить), когда и где будет занятие; где находится нужный
объект (деканат, расписание, спортзал и т.д.).
3. Попросить повторить сказанное; объяснить что-либо; рассказать о чёмлибо; написать что-либо.
В городе, в транспорте:
1. Сообщить, какой объект вам нужен, какая улица (площадь и т.д.) вам
нужна; какая остановка вам нужна; до какого объекта вам нужно доехать.
2. Узнать (спросить), где находится нужный вам объект; как пройти в
нужное вам место; как лучше добраться до нужного вам места; как называется

интересующий вас объект (улица, гостиница и т.д.); идет ли данный вид
транспорта (автобус, троллейбус и т.д.) в нужное вам место; сколько остановок до
нужного вам места; нужно ли сделать пересадку, где она будет; какая следующая
остановка; останавливается ли автобус (троллейбус и т.д.) у нужного вам объекта;
выходят ли пассажиры на этой или следующей остановке, сколько стоит билет,
карта, проезд.
3. Попросить передать деньги водителю; выйти, пройти.
В театре, в кинотеатре, в музее, на экскурсии:
1. Сообщить, куда вы хотите пойти (в какой театр, на какой спектакль, на
какую выставку, в какой музей и т.д.); о своих впечатлениях.
2. Узнать (спросить), где идет какой-либо спектакль, фильм, проходит
выставка; где можно купить билеты; когда начинается спектакль, фильм;
стоимость билета, есть ли билеты в кассе; где находится нужный ряд (место).
3. Попросить программу, билеты на определенный день, спектакль, сеанс.
В поликлинике у врача, в аптеке:
1. Узнать (спросить), где и когда принимает врач, как принимать лекарство,
когда приходить в следующий раз.
2. Сообщить, что у вас болит; как вы себя чувствуете; какая у вас
температура; какое лекарство вы принимали; когда вы заболели.
3. Попросить выписать рецепт на лекарство; справку (в деканат, в бассейн,
на занятия спортом).
4. Узнать (спросить) в аптеке, есть ли нужное лекарство или его заменитель;
стоимость лекарства.
Разговор по телефону:
1. Сообщить, с кем вы хотите поговорить (кто вам нужен); что нужного лица
нет на месте; что названное лицо будет на месте в другое время; что абонент
ошибся номером (не туда попал); что плохо слышно; что вы можете передать
нужную информацию третьему лицу.
2. Узнать (спросить), с кем вы ведете разговор; на месте ли нужное вам
лицо; когда будет на месте нужное лицо, как вызвать скорую помощь (врача и
т.д.).
3. Попросить позвать к телефону нужное лицо; передать информацию
отсутствующему лицу; повторить сказанное; говорить громче; перезвонить еще
раз; принять заказ (на такси, на телефонный разговор и т.д.).
Темы общения
Тема 1
Рассказ о себе: детство, учёба и работа, семья, интересы. Имя, фамилия.
Время и место рождения. Место проживания в настоящее время. Родной язык.
Учеба. Время и место поступления и окончания учебного заведения: школы,
лицея и т.д. Интересы и увлечения в школьные годы. Занятие после окончания
школы: служба в армии, работа и т.д. Выбор профессии. Влияние родных,
знакомых и т.д. на выбор профессии.
Семья. Место проживания семьи. Родители, братья, сестры (имена, возраст,
занятия, характеры). Семейное положение членов семьи (женат, замужем и т.д.).
Работа, служба членов семьи. Интересы и увлечения членов семьи. Семейные
праздники. Положение женщины в семье: образование, работа. Мужчина в семье:
участие в воспитании детей, помощь в домашнем хозяйстве. Дети в семье: учеба,

помощь в домашнем хозяйстве, работа. Свободное время. Общение и отношения в
семье, с друзьями, коллегами. Интересы и увлечения в семье: музыка, спорт,
литература и т.д. Роль и влияние на образ жизни человека TV, компьютера,
интернета и т.д.
Тема 2
Учёба и работа, место учёбы или работы, профессия и др. Время и место
обучения (в школе, колледже и т.д.), возраст при поступлении в школу, колледж,
лицей и по окончании. Продолжительность обучения в школе, колледже и
университете.
Специализация
школьного
образования
(гуманитарное,
техническое и т.д.). Учебные занятия: предметы, продолжительность учебного
дня, домашние задания. Контроль: экзамены, письменные работы, тесты. Выбор
профессии и места учебы.
Тема 3
Система образования: школы, колледжи, университеты в России и родной
стране. Начальное, среднее, высшее образование. Государственные и частные
учебные заведения: школы, лицеи, колледжи, университеты и т.д. Доступность,
обязательность того или иного вида обучения, оплата обучения. Система
школьного образования: начальная, средняя школа. Продолжительность
обучения. Профессиональная подготовка. Оплата обучения.
Тема 4
Изучение иностранных языков, их роль и значение в жизни человека;
изучение русского языка. Преподавание иностранных языков в вашей стране: в
школе (колледже, университете, на курсах). Цель изучения иностранных языков.
Отношение к изучению иностранных языков. Возможность изучения русского
языка в вашей стране. Изучение русского языка вами в России.
Тема 5
Образ жизни человека, традиции, обычаи. Состав средней городской и
сельской семьи: количество детей, работающие и неработающие члены семьи.
Жилищные условия: частные дома, муниципальные квартиры. Семейные
традиции, праздники, обычаи.
Тема 6
Свободное время, отдых, интересы, увлечения (искусство, спорт,
путешествия и т.д.). Основные традиции в проведении свободного времени.
Главные места отдыха населения. Семейный отдых. Любимые виды отдыха и
спорта. Культурный отдых: театры, музеи, фестивали, выставки, концерты,
литература, музыка, живопись, скульптура и т.д. Роль искусства в жизни
человека. Национальные и религиозные праздники. Интересы и увлечения
молодежи. Туризм, путешествия.
Тема 7
Город, столица страны, родной город. Географическое положение города.
Окружающая природа: реки, горы, озера и т.д. Население города, количество.
Основные виды занятий населения, работы. История города: основание, связь с
историческими событиями. Основные исторические и культурные памятники.
Исторический центр города и современные районы. Наиболее интересные места,
посещаемые туристами.
Тема 8

Страна (Россия, родная страна) география, история, культура. Население
страны (городское, сельское). Основные занятия населения: сельское хозяйство,
государственная работа и служба, частное предпринимательство, мелкий бизнес и
т.д. Сельская и городская жизнь. Образование. Здравоохранение. Культура
страны. Культурные и исторические памятники. Современная культура:
искусство, музыка, литература и т.д. Государственные и национальные
праздники.
Содержание языковой компетентности
Фонетика. Графика
Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые
и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила
произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций:
ИК-1 (законченное высказывание, перечисление), ИК-2 (специальный вопрос,
просьба, требование, обращение), ИК-З (общий вопрос, неконечный отрезок речи,
просьба, переспрос, перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а»,
перечисление, неконечный отрезок речи, официальный вопрос с оттенком
требования); ИК-5 (эмоциональная оценка). Владение кириллическим письмом,
владение правилами написания прописных и строчных букв.
Словообразование и морфология
СОСТАВ СЛОВА
Понятие об основе слова; основа слова и окончание; корень, префикс,
суффикс. Распознавание достаточно широкого круга словообразовательных
моделей:
— существительные, обозначающие: лиц мужского/женского пола (по
профессии, занятиям, национальности и др.) с суффиксами тель/ ниц(а),
ник/ниц(а), чик/чиц(а), /к(а), ец/к(а), анин/анка, ин/ к(а), ик/; абстрактные понятия,
действия, признаки, качества и др. с суффиксами ни(е), ени(е), ств(о), к(а), аци(я),
ость и др.;
— прилагательные: с суффиксами н, енн, ск, ов, еньк, ическ, ейш, айш;
— наречия: с суффиксами о, с префиксом по и суффиксом ски;
— глаголы: с суффиксами ыва/ива, ва, а, и, ова/ева, ну; с префиксами на,
пере, по, про, о;
— глаголы движения с префиксами в, вы, у, по, при, пере, про, о, за, подо, до,
от.
Основные чередования звуков в корне. Понятие об аббревиатурах и
сложных словах.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен
существительных. Падежная система имен существительных. Формообразование;
значение и употребление падежей.
Основные значения падежей:
1. Именительный падеж
— субъект активного действия (Нина смотрит телевизор.);
— субъект состояния (Мальчик спит.);
— лицо (предмет) (Девушка красивая.);
- носитель признака (Книга интересная.);

— общая идентификация лица / предмета (Это Андрей. Это книга.);
— персональная идентификация лица, предмета (Гостиница называется
«Дружба»);
— обращение (Андрей, иди сюда!);
— характеристика лица (Брат — врач), предмета;
— характеристика события (Завтра экзамены.);
— наличие предмета (В городе есть театр.);
— предмет обладания (У меня есть книга.);
— дата (Какое сегодня число?);
— предмет необходимости (Мне нужна книга.);
— предмет сравнения (Брат старше, чем сестра.);
— событие, действие во временной фазе (Лекция начинается в 2 часа.);
— называние дня недели, месяца, времени года и т. п. (Сегодня среда.
Сейчас осень.);
— предмет (лицо) в пассивной конструкции (Книга написана известным
писателем.);
— состояние лица (физическое, эмоциональное - У меня грипп. У них
радость.);
— объект оценки (Мне нравится этот журнал.).
2. Родительный падеж
а) без предлога:
— лицо, которому принадлежит что-либо (Вот машина брата.);
— определение предмета / лица (Это центр города. Это сестра моего друга.);
— субъект действия (Нам понравилось выступление поэта.);
— отсутствие лица (предмета) (У меня нет брата. В городе не было театра.);
— обозначение количества, меры в сочетании с количественными
числительными и словами «много», «мало», «несколько» (В этой группе восемь
студентов. Он всегда покупает много фруктов.);
— обозначение части целого, меры (Выпейте чашку чая. Я купил литр
молока.);
— называние точной даты (месяц, год) (Сегодня первое января 2005-го
года.);
— точная дата действия или события (Мы встретились первого мая 2003-го
года.);
— объект желания, ожидания (Все люди хотят счастья. Мы ждём приезда
делегации.);
— объект, на который направлено действие (Изучение иностранных языков
очень важно.);
—пожелание (Желаем Вам здоровья.);
— объект сравнения (Антон старше Лены.);
— характеристика, описание лица, предмета (Человек высокого роста. Шарф
красного цвета.);
б) с предлогами:
— исходный пункт движения: место — из, с, лицо — от. (Они приехали из
Англии. Мы пришли с концерта.); расстояние от исходного до конечного пункта
— от … до. (От Москвы до Петербурга 650 км.);
— конечный пункт движения до (Как доехать до Парка культуры?);

— лицо-отправитель (Марина получила письмо от брата.);
— время действия после, во время, до, с ... до: (Он пришел после обеда / во
время обеда / до обеда.);
— удаление от объекта (лица) (Машина отъехала от дома.);
— лицо, у которого есть что-либо, которому принадлежит что-либо у (У
меня есть вопрос (проблема). У Андрея есть машина.);
— местонахождение предмета, лица у, около, у, (не)далеко от, недалеко от,
...) справа от, слева от, вокруг, напротив, посреди (Магазин находится около
станции метро. Дедушка был у врача.);
— отсутствие предмета, лица без (Он вышел без зонта. Они приехали без
детей.);
— определение предмета для, без (На столе лежит книга для чтения. Коля
любит чай без сахара.);
— причина из-за, от (Из-за дождя мы не пошли гулять. Голова болит от
шума.).
3. Дательный падеж
а) без предлога:
— адресат действия (Каждый вечер я звоню отцу.);
— логический субъект в конструкциях с надо, нужно, можно, нельзя и др.
(Антону нужно пойти к врачу.);
— лицо (предмет), о возрасте которого идет речь (Моему другу двадцать
лет. );
— лицо, испытывающее какое-либо состояние, желание (Детям было очень
весело. Брату хочется отдохнуть. Молодёжи нравятся компьютерные игры.);
б) с предлогами:
— предмет, к которому направлено движение к (Машина подъехала к
дому.);
— лицо как цель движения к (Вечером мы пойдем к Нине.);
— место движения лица / предмета по (Я иду по улице.);
— средство связи по (Я видел этот фильм по телевизору.);
— определение по (Это учебник по математике.);
— причина благодаря (Благодаря помощи Игоря я быстро перевёл текст.);
— время регулярно повторяющегося действия по (По субботам я хожу в
бассейн.).
4. Винительный падеж
а) без предлога:
— лицо (предмет) как объект действия (Я встретил Анну. Люба купила
журнал.);
— логический субъект при глаголе звать (Моего друга зовут Сергей.);
— время действия (продолжительность, повторяемость) (Я не видел тебя
неделю. Мы встречаемся каждый год.);
— объект ожидания (Я жду сестру.);
б) с предлогами:
— направление движения в, на, за, через (Утром я езжу в институт. Мы
едем за город. Здесь нельзя переходить через дорогу.);
— время (час, день недели, период времени) через, в (Через минуту конец
урока.); на, за (В среду в 2 часа жду тебя в гости.);

— уступки несмотря на (Несмотря на дождь мы не ушли со стадиона.).
5. Творительный падеж
а) без предлога:
— характеристика лица, предмета при глаголах быть, стать, являться и
др. (Сын будет врачом. Институт стал крупным научным центром. Отец работает
директором школы.);
— объект при глаголах заниматься, интересоваться, владеть (Брат
занимается спортом. Подруга интересуется музыкой. Он владеет русским
языком.);
— орудие, средства действия (Я пишу ручкой.);
— производитель действия в пассивных конструкциях (Город основан
Петром Первым.);
б) с предлогами;
— совместность с (Отец разговаривает с сыном.);
— местонахождение над, под, рядом с, между, за (Лампа над столом. Рядом
с аптекой есть магазин.);
— время действия перед (Перед обедом я пойду в магазин.);
— определение лица, предмета с (Девушка с серыми глазами. Мы жили в
номере с телефоном. );
— цель за (Он пошёл за газетой.).
6. Предложный падеж
— объект речи, мысли о (Я часто думаю о семье.);
— место в, на (Мы были в магазине, на стадионе.);
— время в, на (Друг приехал в сентябре, на прошлой неделе. В будущем
году я поеду в Китай.);
— условие при (При гриппе надо принимать витамины.);
— средство передвижения на (Туристы едут на экскурсию на автобусе.);
— определение о, на (Я купил книгу о Москве. У вас есть газета на
английском языке?).
МЕСТОИМЕНИЕ
Значение, формы изменения и употребление следующих местоимений:
личных (я, ты, он, она, мы, вы, они), вопросительных (кто, что, ка кой, чей,
сколько, который), притяжательных (мой, твой, свой, его, её, наш, ваш, их),
указательных (тот, этот, такой), определительных (сам, самый, каждый, весь,
любой), отрицательных (никто, ничто, никакой, ничей), возвратного (себя).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Значения прилагательных. Полные и краткие прилагательные (красивый —
красив). Их функции в предложении (определение или предикат: интересная
книга — книга интересна). Согласование полных прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже (С добрым утром! Спокойной ночи!) и
кратких прилагательных — в роде и числе (Эта песня популярна. Эти песни
популярны). Падежная система полных прилагательных. Степени сравнения
прилагательных, образование и употребление сравнительной и превосходной
степени: умный — умнее — самый умный, умнейший; молодой — моложе —
самый молодой; плохой — хуже — самый плохой.
ГЛАГОЛ

Инфинитив. Несовершенный и совершенный виды глагола. Их основные
значения и правила употребления. Изъявительное наклонение. Настоящее,
прошедшее и будущее время глагола. Образование и значение форм времени.
Основы глагола, 1 и 2 спряжение глагола. Императив. Условное наклонение.
Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы с
частицей -ся. Глаголы движения без приставок и с приставками.
Понятие о причастии; способы образования действительных и
страдательных причастий. Образование и употребление полной и краткой формы
страдательных причастий.
Понятие о деепричастии. Образование и значение деепричастий
совершенного и несовершенного вида.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Количественные, порядковые и собирательные (двое, трое …)
числительные. Простые и составные числительные. Сочетание числительных с
существительными и прилагательными. Склонение числительных (в
ограниченном объеме).
НАРЕЧИЕ
Разряды наречий по значению: наречия места (далеко, близко), времени
(утром, зимой), качества, образа действия (хорошо, плохо; пешком), меры и
степени (очень хорошо). Предикативные наречия (нужно, можно, нельзя),
вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда), отрицательные наречия
(нигде), неопределённые наречия (где-то, где-нибудь). Степени сравнения
наречий (интересно — интереснее, дорого — дороже — дороже всего, хорошо —
лучше — лучше всего). Употребление наречий.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлоги (в, о, на, над, под, за, без, во время, через, после, с, до, к, по, от, из,
у и др.), их значение и функционирование.
Союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что,
поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значение и
функционирование.
Частицы (ведь, же, не, ни, ли, неужели, разве), их значение и употребление.
Синтаксис
ВИДЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Повествовательные
Вчера приехал мой друг.
2. Вопросительные
Сколько стоит эта книга?
3. Побудительные
Пойдём в парк.
4. Утвердительные
Андрей смотрит телевизор. Сегодня тепло.
5. Отрицательные
Гости не пришли. В комнате никого нет.
Типы простого предложения по структуре
Двухкомпонентные модели:
А. Предложения, имеющие грамматический субъект и предикат:
— модели со спрягаемой формой глагола (Антон работает в банке);

— модели без спрягаемой формы глагола (Сегодня прекрасная погода);
Б. Предложения, не имеющие грамматического субъекта S (Завтра можно
поехать на экскурсию. Мне холодно).
Однокомпонентные модели:
— модели со спрягаемой формой глагола (Здесь продают газеты);
— модели без спрягаемой формы глагола (Сегодня тепло).
ПОНЯТИЕ О ПОДЛЕЖАЩЕМ И СКАЗУЕМОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ИХ
СОГЛАСОВАНИЕ
Основные способы выражения подлежащего
Способы выражения грамматического субъекта:
— имя существительное и местоимение в формах именительного падежа
(Анна (она) танцует.);
— сочетание существительных
с числительными и местоименными
наречиями (Два брата учились вместе. На экскурсии было много студентов.).
Способы выражения логического субъекта:
имя существительное и местоимение в формах
— родительного падежа с предлогом у (У Олега есть брат.);
— дательного падежа (Марине (мне) двадцать лет. Нам нравится танцевать.
Мне нужно позвонить.).
Основные способы выражения сказуемого:
— глагол в изъявительном, повелительном наклонении (Антон читает.
Читай(те)!);
— сочетание личной формы глагола с инфинитивом (Я иду гулять.);
— существительное (Виктор инженер.);
— прилагательное, местоимение в им./тв.
падеже (Концерт был
замечательным. Эта книга моя.);
— сочетание личной формы глагола с существительным (Игорь будет
(станет) врачом. Девочка вырастет красивой.);
— сочетание предикативного наречия можно, нужно, надо, нельзя с
инфинитивом (Мне нужно работать.);
— предикативное наречие (Холодно. Зимой холодно. Мне холодно.);
— краткое пассивное причастие (Магазин закрыт. );
— прилагательное в полной или краткой форме (Дима болен. День
чудесный.);
— сочетание краткого прилагательного с инфинитивом (Я рад вас видеть.);
— прилагательное в форме сравнительной или превосходной степени (Эта
статья интереснее. ).
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
— объектные отношения (предложно-падежные конструкции): Я читаю
книгу. Я читаю о России;
— атрибутивные отношения;
— согласованное определение: красивая девушка,
— несогласованное определение: книга брата. книга об искусстве;
— пространственные отношения (предложно-падежные конструкции,
наречия): Джон живёт в Америке. Наташа живёт далеко;

— временные отношения (предложно-падежные конструкции, наречия,
деепричастные обороты): Друг приедет в сентябре. Я долго ждала тебя.
Посмотрев налево и направо, Сергей перешёл улицу;
— целевые отношения (сочетание личной формы глагола с инфинитивом,
предложно-падежные конструкции): Мы приехали в Москву учиться. Здесь
хорошие условия для учёбы;
— причинно-следственные отношения (предложно-падежные конструкции):
Из-за дождя мы не выходили на улицу. Благодаря новой роли актриса стала очень
известной.
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Нейтральный порядок слов в предложении.
1. Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого: Брат
читает.
2. При детерминанте в начале предложения
— препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего:
Зимой начались каникулы.
Порядок слов и актуальное членение предложения:

Игорь вернулся поздно вечером (Когда вернулся Игорь?).

Поздно вечером вернулся Игорь (Кто вернулся поздно вечером?).
Особенности словорасположения в словосочетаниях при нейтральном
порядке слов в предложении.
1. В субстантивных словосочетаниях прилагательное предшествует
существительному: Сегодня была интересная лекция.
2. Зависимая падежная форма следует за стержневым словом: Дождь
начался в середине дня.
3. В глагольных сочетаниях наречия на о, е предшествуют глаголу: Зимой
быстро темнеет. Наречия типа по-русски следуют после глагола: Я не говорю пояпонски.
4. Зависимая падежная форма следует за глаголом: Мы пришли в парк.
ВИДЫ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненные предложения с союзами: и, а, но, или.
Сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений с
различными союзами и союзными словами:
— изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда);
— определительные (который, где, куда, откуда, когда);
— временные (когда, пока, пока не, после того как, перед тем как, до того
как);
— условные (если, если бы);
— причинно-следственные (потому что, так как, поэтому);
— целевые (чтобы, для того чтобы); — уступительные (хотя, несмотря на то
что);
— образа действия (как);
— меры и степени (чем ... тем).
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Правила перевода прямой речи в косвенную. Союзные слова и союзы в
косвенной речи: что, чтобы, где, когда, сколько, почему, ли и т. п.

Виды контроля реализации программы
Контроль за освоением курса осуществляется на каждом занятии и
выражается в качественной оценке (высокий уровень, оптимальный (базовый)
уровень, низкий уровень. В случае констатации низкого уровня слушател.
назначаются дополнительные занятия, которые может проводить логопед. Не
рекомендуется использовать балльную систему оценивания. Речевая деятельность
оценивается по ее видам:

Говорение.

Слушание (аудирование)

Чтение.

Письмо.
Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения и
проводится в форме выполнения тестовых заданий, составленными на основе
материалов, предлагаемых Федеральным институтом педагогических измерений.
Литература
Нормативно-правовые документы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04 марта 2025 г.
N 170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной или
муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрирован Минюстом
России 14 марта 2025 г., регистрационный № 81 552) // https://doc.fipi.ru/inostrexam/Prikaz_170_04.03.2025_Poryadok.pdf
2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
05.03.2025 N 510 «Об определении минимального количества баллов,
подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и
лицами без гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное
для освоения образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России
14 марта 2025 г., регистрационный № 81 551) // https://doc.fipi.ru/inostrexam/Prikaz_510_05.03.2025_Min_ball.pdf
3. Демонстрационные варианты диагностических материалов для проведения
тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без
гражданства (1-11 классы) // https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti
4. Спецификации диагностических материалов для проведения тестирования на
знание русского языка иностранных граждан и лиц без гражданства (1-11
классы) // https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti

Основная литература:
1.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А.
Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). – М.:
Издательство «Златоуст», 2019.
2.
Шкатулка. Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать
русский язык / Под ред. О.Э. Чубаровой - М.: Русский язык. Курсы, 2010.
3.
Русский язык для начинающих. Ю.Г. Овсиенко. - М.: Русский язык.
Курсы, 2008.
4.
Читаем и все понимаем. Пособие по развитию речи для иностранцев,
изучающих русский язык. Н.Б. Караванова.- М.: Русский язык. Курсы, 2009.
5.
Говорите правильно! Курс русской разговорной речи. Н.Б.
Караванова.- М.: Русский язык. Курсы, 2010.
6.
Глаголы движения - без ошибок. Пособие для студентов, изучающих
русский язык как иностранный. Г.Л.Скворцова. - М.: Русский язык. Курсы, 2008.
7.
Русский язык в упражнениях. Учебное пособие. С. А. Хавронина, А.
И. Широченская. - М.: Русский язык. Курсы, 2007.
Дополнительная литература:
1.
Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. Учебное
пособие. С. И. Чернышов. - СПб.: Златоуст, 2009.
2.
Русская грамматика в анекдотах для начинающих. - СПб.: Златоуст,
2001.
3.
Газеты и журналы («Аргументы и Факты», «МЕТРО» и др.).
4.
Беляева Г.В., Нахабина М.М. Я пишу по-русски. Пособие по письму.
Книга для студентов. Элементарный уровень. – М., МГУ им. Ломоносова, Центр
международного образования, 2015.
5.
Эсмантова Т. Русский язык 5 элементов. А1. М., 2013.

Приложение 1
Примерные тематические лексико-грамматические блоки курса.
Лексические темы
Приветствие и

Личные местоимения в
И.п., В.п., Д.п. (Меня
зовут. .. Мне нравится... У
мeня есть...)
Р.п.: Я из России.

Виды учебной
деятельности
Составление диалогов
для закрепления
изученного
материала,
групповые игры,
самостоятельное
прописывание
буквосочетаний,
диктант.

Наречия, прилагательные ( без
введения терминов названий
частей речи) — отличие в
конструкциях «Сегодня
холодно»/»Сегодня
холодная погода».
Также отличия «зима3 ИМОЙ Н.

Вопросно-ответное
фронтальное
введение
материала с
иллюстрациями,
записывание,
повторение,
проговаривание

Грамматические темы
Знакомство с алфавитом и
ПИСЬМОМ.

классе. Пишем по- русски.
Здравствуйте!/Привет!
Как тебя зовут? Что тебе
нравится? Откуда ты? Что у
тебя есть?

Время года. 4 сезона.
Погода. Месяцы и дни
недели.
Вчера/сегодня/завтра

Какая сегодня (вчера была)
погода? Тебе холодно?
Кому
нравится лето? Сейчас
октябрь?
Мой дом. Моя семья,
родственники. Цвета и
мебель. Антонимы.

ЭТO ЭТО* ЭТO МОЙ
ДОМ. ЧЬЯ ЭТО

Закрепление конструкций
«Мне
нравится. ..»

Согласование
существительных
и прилагательных в И.п.
Определение рода и числа
существительного по
окончанию (он, она, оно,
они вместо
терминов м.р.,ж.р., cp.p. ,
мн.ч.)
В конце блока введение
притяжательных
местоимений и их
согласование с родом

Аудирование и
проговаривание, с
особым вниманием
на цвета, которые
чаще путают —
зелёный, жёлтый,
синий, голубой.
Продолжение
фронтального и
парного знакомства с
предметами.
Чтение и

Формы
организации
Общая игразнакомство с
использованием
речевых клише
«по цепочке»;
игра- лото с
речевыми клише
фронтально;
индивидуальна
я работа с
прописями,
парная работа
с диалогами
Игра «Времена
года» - детей
делят на четыре
группы, выдают
картинку их
времени года,
затем учитель
или помощники
из числа детей
показывают
маленькие
картинки и
команды
распределяют —
это
зима/весна. . .
команды
собирают свои
картинки.
Изучение цветов
фронтально по
карточкам,
тренировка
запоминания
названий цветов
через
маленькие
карточки
в
парах. Работа с
раскрасками
«под диктовку»

кровать?
В комнате есть синие

существительного (всё в
И.п.)

обсуждение миниистории «Сегодня
очень холодно,
идёт дождь.
Сейчас осень.
Ветер и плохая
погода. ..»
Работа с карточками
«Антонимы» в
вопросноответной форме.

учителя.

Введение предложного падежа с
ответом на вопрос «где?»:
Это лев, где он живёт?
Верблюды
живут в России? А в Узбекистане?
Закрепление темы согласования
по роду и числу (каждый раз
четкое проговаривание и
наглядно показывать, от чего
зависит окончание
прилагательного или
местоимения— от окончания
существительного
«он/она/оно/они»)

Развитие
метапредметного навыка
классификации— схема
«Дикие/Домашние
животные» и
«Животное-Описание».
Общее обсуждение
животных и работа с
четверостишиями (найти
из общего набора
нужное и прочитать его,
о бсуждаем—
) я беру
книжечку «День
рождения собаки».

Игра «Лото» с
животными,
закрепление
конструкции
«У меня есть. ..»
Мультфильм «Учим
русский со
Смешариками.
Животные» и
заполнение схем
по ходу
просмотра
мультика.
Общее
обсуждение.

Введение
глагола «расти» - с его
различными значениями;
срывать, выращивать, посадить.. .
Систематизировать и закрепить
окончания глаголов в лицах и
числах в настоящем времени;
глаголы 1 и 2 спряжения.

Чтение вслух:
по цепочке
и по ролям,
драматизация в группе,
индивидуальная работа
с аппликациями.

Аппликация,
просмотр
мультфильма с
обсуждением,
детская поэзия —
чтение вслух.

шторы. . .(дети раскрашивают
шторы синим) Кто это?
Это
наш брат.

Здоровье. Части тела.
Врач
Как ты себя чувствуешь?
Унего болит голова. Ты
вчера болела?

Животный мир. Дикие
и домашние звери,
птицы, рыбы,
насекомые. Зоопарк.
Вы были в зоопарке? Слон —
это домашнее животное? Какой
пудель? Пудель кудрявый.

Растительный мир.
Дикие
растения/Комнатные.
Что где растёт?

Прошедшее и настоящее
время
глаголов на материале «болеет
— болел»
Различия глаголов «болит
(горло) и болеет (друг)»
Полезные/вредные
продукты

До этого
изучение
названий
предметов
через игру
«Умные
карточки» - дети
в парах собирают
слова из слогов
опираясь на
фоновую
складывающуся
картинку
предмета, а также
фронтально с
записыванием
через
конструкцию
«Это
стол—
? Нет, это
не стол, это
диван». . .
Подписывание частей Подвижная игра
тела на иллюстрации, на
внимание — это
диалоги в парах с
волосы, это ноги,
использованием
это живот. ..
изученных
клише,чтение и
учитель
обсуждение
показывает
мини-истории «Это
Вова, сегодня он не в неправильно,
путает детей, они
школе, он дома. У
должныпоказать
него...
правильно.

Инсценировка сказки

«Репка»

Город. Я на улице.

Я живу на улице...
Fдe находится спортивный
центр?
Идите направо. ..
Что есть справа?

Fлаголы движения.
Совершенный и несовершенный
вид глаголов (завершенность
незавершенность/многократность
однократность)
Различение «направо/справа»

Мой день. В школе и
дома.

Указание времени в русском
языке, различение «9 часов — в 9
часов»

Во сколько ты.. .?
Сколько сейчас времени?
Когда ты будешь. ..?

Обсуждение вопросов, связанных
с темой (Во сколько? Через
сколько? Раньше/потом?)
Игра «Домино» - учащиеся
работаю в малых группах,
получают разрезанные карточки
домино: справа начало
предложения, слева указание
времени. Собирают совместно
домино. (Дом был построен.. .200
лет назад)

Мои друзья. Портрет.
Характер.
Сколько тебе лет?
Как выглядит твой друг?
Какой характер у твоей
подруги?

Питание. Я за
столом.
Что ты будешь? Это
солёное/сладкое. ..?
Что ты умеешь готовить?
Что ты не любишь есть? Что ты
хочешь приготовить
сегодня?

Числительные количественные
для указания возраста
Введение темы согласования
формы существительного с
числительным (21 год, 22 года,
25 лет)

Составление маршрута
по карте города,
надписывание объектов.
Составление сводной
схемы глаголов
движения, различение
пешего или
транспортного
передвижения и
практика этих глаголов в
диалогах.

Работа по цепочке —
называние времени на
распечатанных
циферблатах,
составление диалогов
в парах.
Игра «Приглашение» учащимся выдаются
карточки с описанием
события (концерт,
выставка.). Партнеры
приглашают друг друга.

Учащиеся на небольших
бумажках составляют
задания друг для друга,
сбрасывают в общую
коробку, затем по
очереди достают и
ВЫПОЛ НЯЮТ

Продукты, блюда, напитки,
вкусно/невкусно/сол
ёно/горько/сладко/кис
ло— антонимы. . .
Глаголы СВ и HCB —
повторение видовых различий
и введение глаголов на тему
«питания»
Творительный падеж— чем ты

Работа с карточками,
запись и повторение
клише, в парах диалоги
на основе картинки
Работа с карточками —
продукты, блюда
(углубление темы)

Игра «Навигатор»
(ведущий
управляет
игроками, говорит,
куда им идти,
чтобы дойти до
цели)
Выставка плакатов
с планом
города/родного
города в своей
стране
Просмотр
мультфильма с
обсуждением
Игра «Интервью» участники ходят
группой по
аудитории, у
каждого есть свой
циферблат,
записывают друг
друга на
определенное
«время встречи».
Затем ведущий
объявляет время, и
те, кто назначил
друг другу встречу
на это время,
встают рядом и
обсуждают
заданный ведущим
вопрос.
Игра «Анкета» - у
каждого
участника есть
анкета с
вопросами о
возрасте
любимой
игрушки, сестры,
собаки, родного
города. .. Задача
за ограниченное
время опросить
как можно
товарищей и
внести их ответы
в свой лист.
Игра с мячом
«Съедобноенесъедобное»,
составление меню для
ресторана/кафе/столо
вой
Игра «ТВ-шоу
Рецепты» - каждый
выбирает себе

ешь?
Чeм резать?

Магазин. Я
в магазине.

Винительный падеж
существительных и
прилагательных

Сколько стоит. ..? Можно
мне, пожалуйста,

Сочетание числительных с
существительными
(продолжение темы — теперь с
рублями)

Школа. Я на уроке.

Введение основных понятий
предметной лексики — названия
предметов, чем занимаются те
или иные науки, основные
термины с объяснением

Что такое прямая?
Чем занимается наука история?

Город. Транспорт.
Подскажите, на чём доехать
до...?
На какой автобус мне надо
сесть?

Предлог «на» + транспортное
средство; продолжение темы
«глаголы движения» - ехать,
лететь, плыть. ..

Мой дом. Где я живу.
Моя квартира.

Предлоги «в, на, под...» с
падежами

На каком этаже?
Это двухкомнатная квартира.

Лексика: названия частей зданий
Отработка вопросов «где» и
«куда»? с падежами

Запись и проговаривание
клише, работа с
грамматическим
материалом, утіражнения
на изменение окончаний

Подстановка терминов в
тексты, объяснить
термины, рассказть о
любимом пр едм ет—
е
МОЖНО FОТОВИТ ЬСЯ В

малых группах и
рассказать всей группе
Рисование маршрута
теперь с комментариями
по поводу транспорта;
чтение текста по теме и
обсуждение
Чтение с обсуждением,
презентация по
фотграфии/картинке,
рассказ/сочинение «Дом
моей меты/какой дом я
хочу»
Как правильно называть
адрес

Мои друзья.

распечатку с
рецептом, делаем
продукты из
картона и
подготавливает
«видео» передачи
про готовку
Ролевая игра
«Торговый
центр» раздаются разные
карточки
магазинов,
банковских карт,
денег, продавцы
наполянют свои
лавки товаром,
покупатели ходят и
покупают
Можно инсценировать
урок!

Ролевая игра в парах
—
покупка билета
(выдать карточки
с информацией о
поездке)
Я бы советовала взять
в этой
теме персонажей, о
которых будем
говорить, на случай
что кто—то из
детей не захочет
рассказывать о
своей квартире

Отработка Творительного падежа
(с кем?)

Выполнение
грамматических
упражнений

Просмотр фильма с
обсуждением

Новая мексика, местоимение
«свой»
Заострение внимания на
будущем времени

Составить вопросы к
рассказу — скинуть в
общую банку — и затем
отвечать на них

Чтение рассказа с
обсуждением

Чтение с обсуждением,
семантизация трудной
лексики

«рисуночный диктант»
учитель
рассказывает, дети
зарисовывают;
диктант на стенах—
один из пары ходит
к диктанту, который
висит в другом
конце кабинета,

С кем тебе нравится проводить
время? Кто твой друг?

Мой дом. Я жду
гостей. Угощение,
уборка.
Во сколько придут?
Сколько пирогов надо
приготовить?

Спорт. Виды спорта.
Инвентарь.
Тренировки

Сочетание числительных
с существительными
(пять человек, два торта)
Заниматься чем? Интересоваться
чем? Заниматься на?

Составление списка
покупок и списка
дел

напоминает одно
предложение,
возвращается
и диктует. ..

Музыка.Музыкальн

«Эмоции»

ые инструменты.
Какие бывают

мелодии
Что мы чувствуем, когда слышим
эту мелодию?

Мои друзья. Кем мы
хотим быть.
Профессии.

Творительный падеж— кем
я хочу быть?

Чтение с
Творческие задания
обсуждением,семантизация —совместное
трудной лексики
слушание
музыки
и
обсуждение свих
впечатлений
и
ощущений,
элементы
арттерапии
(нарисуйте мелодию)
Совместить профессии и
Составление своего
текста
деятельность

Приложение 2
Примерное календарно-тематическое планирование
Кол- Форма
во ауд. контр
часов оля

Название модуля, темы, занятия

№

Перечень изучаемых разделов

1 Модуль 1. Вводно-фонетический. «Давайте познакомимся»
1.1

226

Блок 1

Тест

1.1.1 Русский алфавит. Состав и система согласных и гласных
фонем русского языка. Фонетические единицы речи: звуки и
буквы. Гласные буквы и звуки [а,о,у,э,и,ы] и согласные
[м,н,п,б,т,д,в,ф,к,г,х].
1.1.2 Понятие слога. Слогоделение. Вокализм. Правила
чтения гласных в безударных позициях (редукция).
1.1.3 Ритмика. Ударение. ИК-1,2,3. Лексико-фонетическая

56

«корзина».
1.1.4. Тестовый контроль.
1.1.5. Текст "Что это?".
Игра "Снежный ком".
Указательная

1.1.6.

конструкция

со

словом

ЭТО.

Личные местоимения 3 лица ед. числа (ОН, ОНА).
1.2

Блок 2

аудиро

1.2.1 Фонетические единицы речи: звуки и буквы. Понятие о

вание

глухости-звонкости. Гласные буквы и звуки [е,ё,ю,я] и
согласные [л,р,с,з,ш,ж,й].
1.2.2 Понятие слога. Слогоделение. Правила чтения гласных в
безударных позициях (редукция).
1.2.3

Ритмика.

Ударение.

ИК-4

Лексико-фонетическая

«корзина».
1.2.4. Составление диалогов-представлений.

58

1.2.5.

Прослушивание текста.

1.2.6.

Понятие о частях речи. Род существительных.

Категория

одушевлённости

—

неодушевлённости.

Конструкция вопросительного предложения, с вопросом к
одушевлённым существительным. (Кто это?)
1.3

Блок 3

Аудир

1.3.1 Состав и система согласных фонем. Согласные звуки

ование

твердые-мягкие. Лексико-фонетическая «корзина».
1.3.2 Отрицательная конструкция (НЕТ, ЭТО НЕ) Кто это?
Где это? Парадигма глагола ЗНАТЬ, СПРАШИВАТЬ, ИДТИ,
ЕХАТЬ.
1.3.3 Понятие о микротексте «Давайте познакомимся!»

56

1.3.4. Продуцирование диалогов на заданные ситуации
знакомства.
1.3.5. Ролевая игра.
1.3.6. Работа с текстом “Моя семья».
1.3.7. Игра «Угадай кто».
1.3.8. Ритмика многосложных форм.
1.4
1.4.1
Имя

Блок 4 (30 час.)

Тест

Слоги с твердыми - мягкими согласными.
существительное.

неодушевленности.

Категория

Согласные

звуки

одушевленностимягкие

[ч,щ].

Лексико-фонетическая «корзина».
1.4.2 Специальный вопрос ЧЕЙ? КТО ЭТО? ЧТО
ЭТО?

Парадигма

глагола

ЛЮБИТЬ.

Диалог

«Давайте познакомимся!»
1.4.3 Учебная экскурсия "Знакомьтесь, Университет".
1.4.4 Ролевая игра.
1.4.5 Работа с текстом "Альбом".

56

1.4.6 Отрицательные
Обобщение

конструкции

категории

рода

(нет,

имён

это

не...).

существительных.

Использование императива для выражения обращения и
просьбы:

Дай(те)! Скажи(те)! Покажи(те)! Конструкция

вопросительного предложения с вопросом к неодушевлённым
существительным. Конструкция с вопросом Где?
2 Модуль 2. Повторительный
2.1.

24

Блок 1

Отчетн

2.1.1. Повторение звуко-буквенного состава русского языка.
2.1.2. Отчетное задание «Работаем с русским ударением и

24

ая
работа

интонацией».
2 Модуль 3. «Здравствуй, Университет!»

226

3.1 Блок 1

Самост

3.1.1 Имя существительное. Категория рода и числа имени

оятель

существительного (обобщение).

ная

3.1.2 Личные и притяжательные местоимения (единственное и

работа

множественное число). Специальный вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
ЧЬИ?

22

3.1.3 Игра «Чье это?»
3.1.4

Сочетания

с

твёрдыми

и

мягкими

согласными.

Интонационная конструкция ИК-3.1.5 Согласный Ц. Ритмика
многосложных слов и словосочетаний.
3.2

Блок 2

План

3.2.1 Имя прилагательное. Согласование с существительным в
роде, числе. Специальный вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ? Иноязычные существительные.
3.2.2

Лексико-грамматическая

«корзина»:

имя

прилагательное (обозначение цвета, вкуса, качества;

текста
22

синонимы/ антонимы)
3.2.3 Тексты «Наша библиотека», "Наш университет ".
3.2.4. Описание картинки с использованием новой лексики.
3.2.5. Правило чтения [я] в безударных позициях. Отработка
чтения числительных 1—20, 30, 40, 50. Конструкция с
вопросительным словом КАКОЙ?
3.3

Блок 3

Отчетн

3.3.1 Указательные местоимения (этот, эта, это, эти).

ое

Конструкция с вопросительным словом – КАКОЙ?

чтение

Конструкция «мне нравится…, потому что…».
3.3.2 Текст «Погода в Волгограде». Текст «Наш район и наша
улица». Прослушивание аудиотекста «Прогноз погоды».
3.3.4 Количественные и порядковые числительные. Отработка

22

чтения числительных 1-100. Текст «Праздники".
3.3.5. Учебная экскурсия "По следам праздников".
3.3.6. Просмотр мультика «Ежик в тумане».
3.3.7. Интонационная

конструкция

(Какое

синее

небо!).

Чтение словосочетаний с предлогами В и НА.
3.4

Блок 4

Эссе

3.4.1 Понятие о глаголе. Две основы глагола: инфинитива и
настоящего времени. Глагол I спряжения в настоящем
времени. Употребление наречий.
3.4.2

Глаголы

П

спряжения

в

настоящем

времени.

Особенности спряжения глаголов с частицей –ся.
3.4.3

Падежная

система

имени

существительного.

Предложный падеж существительного единственного числа
в значении места и объекта.
3.4.4 Ролевая игра.
3.4.5 Анекдоты на употребление П.п.

24

3.4.6 Работа по теме «Мой день».
3.5 Блок 5
3.5.1

Сообщ

Винительный

(неодушевленные,
ГОВОРИТЬ

падеж

имен

единственное

(КАК?)

существительных

число).

ПО-РУССКИ;

ение

Конструкции

ИЗУЧАТЬ

(ЧТО?)

РУССКИЙ ЯЗЫК.
3.5.2 Глаголы ЛЮБИТЬ (что, что делать), ИГРАТЬ (где? во
что? на чем?). Отрицательные местоимения НИКОГО,
НИЧЕГО.

Сложноподчиненное

предложение

с

союзом

ПОЭТОМУ. Конструкция – где можно что делать.

24

3.5.3 Текст «Наша группа».
3.5.3

Винительный

падеж

имен

существительных

(одушевленные, единственное число). Тема «Мои интересы».
3.5.4 Круглый стол: "Традиции и их роль в разных странах ".
3.5.5 Просмотр обучающего фильма «Москва и москвичи».
3.5.6 Просмотр мультфильма «Как львенок и черепаха пели
песни».
3.5.7 Ритмика слова. Чтение словосочетаний с предлогами.
3.6 Блок 6

Сообщ

3.6.1 Прошедшее время глагола. Особенности употребления

ение

глагола БЫТЬ в прошедшем времени.

Эссе

3.6.2 Глаголы движения ИДТИ-ЕХАТЬ. ХОДИТЬЕЗДИТЬ.

Винительный

падеж

для

обозначения

направления движения.
3.6.3 Сравнительная таблица БЫТЬ (ГДЕ?) – ИДТИ
(КУДА?) Предложный падеж для обозначения видов
транспорта.
3.6.4. Погружение в языковую среду (виртуальная экскурсия
по городу).

24

3.6.5. Презентация "Город моими глазами".
3.6.6. Чтение словосочетаний с предлогами (дни недели).
Ритмика слов и словосочетаний.
3.6.7. Тексты

«Времена

года»,

«Экскурсия

в

музей

Пушкина».
3.7

Блок 7

Самост

3.7.1 Категория вида глагола: совершенный и несовершенный

оятель

(факт, повторяемость, процесс, результат). Употребление

ная

глаголов НСВ и СВ в прошедшем времени.

работа

3.7.2

Выражение

времени

(Сколько

сейчас

времени?).

Выражения желания, планов, намерений. Глаголы ХОТЕТЬ

22

(что делать), МОЧЬ (что делать).
3.7.3. Тексты "Современный город", «Цирк», «Сказка о
репке».
3.7.4. Чтение

словосочетаний.

Ритмика

слов

и

словосочетаний.
3.8 Блок 8
3.8.1

Лексик

Родительный

(единственное
обладателя

падеж

число),
(у

меня),

имени

личных

существительного

местоимений:

отрицания

наличия

о-грам.

лица

работа

(нет

существительного), в значении места проживания (откуда –
из Китая), в сочетании с числительными 2-4.
3.8.2 Глаголы движения ПОЙТИ-ПОЕХАТЬ, ПРИЙТИПРИЕХАТЬ в прошедшем времени. Сравнительная таблица:
ГДЕ?- КУДА?-ОТКУДА?
3.8.3 Лексико-грамматическая работа по теме «Один день в
Москве».
3.8.4. Текст в АиФ «Сколько стоит снять квартиру».
3.8.4. Тексты «Что? Где? Когда?», «Программа телепередач»,

22

«Нельзя опаздывать», «Книжная выставка».
3.8.4. Чтение словосочетаний. Ритмика слов и словосочетаний.
3.9 Блок 9
3.9.1.

Лексик

Будущее

простое

и

сложное

время.

Случаи

о-грам.

употребления глаголов несовершенного и совершенного вида.

Работа

3.9.2

Эссе

Дательный

местоимений

в

падеж

существительных

значении

адресата

и

действия,

личных
возраста.

22

Конструкция КОМУ НРАВИТСЯ ЧТО (ЧТО ДЕЛАТЬ).
3.9.3. Лексико-грамматическая работа по тексту «День
рождения».
3.9.4. Эссе «Как я отмечу день рождения».
3.10 Блок 10

Эссе

3.10.1 Творительный падеж существительных и личных

Участи

местоимений в значении совместности действий (с другом),

ев

для обозначения рода занятий.

кругло

3.10.2 Лексико-грамматическая работа по тексту «Интервью».
3.10.3 Учебная экскурсия

22

3.10.4 Ролевая игра «Поступаю в университет».
3.10.6 Прослушивание текста «Семья или карьера?»
3.10.7 Круглый стол.
3.10.8 Игра ромашка из слов.
4 Модуль 4. Повторительный. «Письмо от друзей»

24

4.1 Блок 1
4..1.1 Обобщающий. Грамматические разряды, категории
рода,

числа,

падежа

имени

существительного,

имя

прилагательное, местоимение. Предлоги с падежами.

12

4.1.2 Глагол: инфинитив, категория вида, лица, числа,
времени. Глаголы движения.
4.1.3

Формы

речевого

этикета.

Основные

типы

м
столе

коммуникативных заданий. Монологическая и диалогическая
речь по заданным коммуникативным ситуациям. Лексикограмматическая работа по тексту.
4.2. Блок 2

Тест

4.2.1 Тестирование по программе лексического минимума

12

данного уровня.
5 Модуль 5. Базовый уровень.

226

5.1. Блок 1

Письм

5.1.1. Цветовые прилагательные.

енная

5.1.2.

Основные

значения

винительного

падежа

имён

работа

существительных с местоимениями и прилагательными в

по

единственном числе: 1) объект; 2) конструкция кто похож на

диалог

кого; 3) время; 4) направление движения. Местоимение свой в

ам

винительном падеже.
5.1.3. Указательные местоимения этот, эта, это, эти.
Местоимение свой, своя, своё в предложном падеже.
Сложноподчинённое предложение со словом который в

46

предложном падеже.
5.1.4 Глаголы движения: пойти/поехать, прийти /приехать,
уйти/уехать; идти/ходить, ехать/ ездить. Прямая/косвенная
речь. Сложноподчинённое предложение со словом который в
винительном падеже.
5.1.5. Работа с текстом «Инопланетянин».
5.1.6. Прослушивание текста «Длинная очередь».
5.1.7. Составление диалогов по теме «В магазине».
5.1.8. Тексты «Вундеркинды», «Моя страничка в Интернете»
5.2. Блок 2.

Аудир

5.2.1.Родительный падеж существительных и прилагательных.
5.2.2

Местоимение

свой

в

родительном

падеже.

45

ование
Эссе

Сложноподчинённое предложение со словом который в
родительном падеже. Сложноподчинённое предложение с
союзом чтобы. Выражение желания, цели, необходимости
действия.
5.2.3. Глаголы МОЧЬ и УМЕТЬ.
5.2.4. Составление рассказа по картинке.
5.2.5. Коммуникативная игра «Я гид».
5.2.6 Тексты: «Подарки», «Возраст счастья», «Моя семья»
5.3. Блок 3.

Самост

5.3.1. Повелительное наклонение глагола. Образование и

оятель

употребление императивных конструкций.

ная

5.3.2. Союзы что/чтобы.

работа

5.3.3. Текст «Разговор по мобильному телефону» (стр.49,
Шкатулка).
5.3.4

Основные

значения

дательного

падежа

имён

существительных с местоимениями и прилагательными в

45

единственном числе: 1) адресат; 2) выражение необходимости;
3) выражение состояния, чувства; 4) направление; 5) место
движения; 6) определение объекта.
5.3.4 Местоимение свой в дательном падеже.
5.3.4 Прямая/косвенная речь (продолжение).
5.3.4 Сложноподчинённое предложение со словом который в
дательном падеже.
5.4. Блок 4.

Эссе

5.4.1. Глаголы движения. Родительный падеж с предлогами

План

из/с. Категория направления: Откуда? Куда?
5.4.2.

Основные

значения

творительного

падежа

имён

существительных с местоимениями и прилагательными в
единственном числе: 1) значение совместности; 2) профессии,

45

занятия,

увлечения;

3)

характеристика

человека;

4)

определение; 5) инструмент; 6) место (под, над, перед, за,
между, рядом с ); 7) время.
5.4.3. Прямая/косвенная речь (продолжение).
5.4.4. Сложноподчинённое предложение со словом который в
творительном падеже.
5.4.5. Просмотр обучающего фильма «Московский Кремль».
5.4.6. Тексты: «Фрагменты статей из московских газет»,
«Наталья Нестерова», «Аптеки 36,6», «Часы с фотокамерой»,
«Шариковая ручка», «Наш новый дом», «Японский миллионер
в России», «Биография Сергея Бодрова», «Свадебный марш».
5.5. Блок 5
5.5.1

Работа

Система

множественном

склонения
числе.

имён

существительных

Система

склонения

во

с

имён

интера

существительных с местоимениями и прилагательными во

ктивны

множественном числе.

м

5.5.2 Обобщённо-личное предложение.

курсом

5.5.3 Сложноподчинённые предложения: 1) с придаточным
определительным (которые, которых…); 2) с придаточным
условным

(если…);

3)

с

придаточным

45

уступительным

(хотя…).
5.5.3 Тексты: «Досуг в Москве», «Московское метро»,
«Первый день в Москве», «Фрагменты статей из московских
газет», «Москва. Красная площадь», «История храма Христа
Спасителя», «В городе» (диалоги).
5.5.5 Конференция «Город, который я люблю».
6 Модуль 6. Повторительный
6.1. Повторение грамматики.
6.2. Контрольный тест по лексическому минимуму данного

24
24

Тестир
ование

уровня.

Эссе

6.3. Контрольное сочинение.
7 Модуль 7. «Я живу и учусь в России».

226

7.1. Блок 1 (24 час.)

План

7.1.1. Коммуникативное занятие по теме «Биография человека,

Переск

его семья, его интересы и увлечения»

аз

7.1.2. Активные и пассивные конструкции с глаголами НСВ и

Сообщ

СВ. Употребление глаголов с частицей -СЯ

ение

7.1.3. Действительные

(активные)

причастия

настоящего

времени (от глаголов НСВ). Действительные (активные)

46

причастия прошедшего времени (от глаголов НСВ и СВ)
7.1.4. Тексты «Проблемы семьи». «Фрагмент биографии А.П.
Чехова (о пьесе «Чайка»)». «Открытие (по рассказу А.П.
Чехова)».
7.1.5. Самопрезентация и презентация известного человека.
7.2. Блок 2

Самост

7.2.1. Страдательные (пассивные) причастия настоящего

оятель

времени (от глаголов НСВ). Страдательные (пассивные)

ная

причастия прошедшего времени (от глаголов СВ).

работа

7.2.2. Краткая форма страдательных причастий.

План

7.2.3. Степени сравнения прилагательных и наречий. Полная

Работа

и краткая форма прилагательных.
7.2.3. Выражение определительных отношений в простом и

45

с
мульте

сложном предложениях.

медий

7.2.4. Тексты «Система образования в России». «В.М.

ным

Шукшин

ресурс

(биография)».

«Экзамен

(по

рассказу

В.М.

Шукшина)». « О языке». «Конкурс». «Читаем газеты и
журналы».

ом

7.3. Блок 3

Работа

7.3.1 Глаголы движения без приставок. Глаголы движения с

по

приставками (I группа) .

фильм

7.3.2 Сопоставление

видов

глаголов

движения

с

приставками. Глаголы движения с приставками (II группа).
Переносные значения глаголов движения.

у
45

План

7.3.3 Выражение пространственных отношений в простом и
сложном предложениях .
7.3.4 Тексты «Виды транспорта в разных странах мира».
«Случай из жизни». «Читаем газеты и журналы».
7.4. Блок 4

Самост

7.4.1 Числительные.

оятель

7.4.2 Деепричастия.

ная

7.4.3 Выражение меры и степени в сложном предложении.

работа

Выражение временных отношений в простом и сложном
предложениях. Выражение условных отношений в простом и

45

сложном предложениях.
7.4.4 Тексты «Россия (общие сведения, государственное
устройство, история, население, языки, природа)». «Урал.
Чудо природы». «Традиции и праздники».
7.4.5 Обсуждение темы «Как живут люди тут и там».
7.5 Блок 5
7.5.1 Выражение

Эссе
причинно-следственных

отношений

в

участи

простом и сложном предложениях. Выражение целевых
отношений в простом и сложном предложениях .Выражение
уступительных

отношений

в

простом

и

сложном

предложениях .
7.5.2 Тексты «Эрнст Мулдашев». «Голос и глаз (по рассказу
А. Грина)». «Путешественник Фёдор Конюхов». «Быстрее,

ев
45

игре

выше, сильнее!». «Афинский герой». «Читаем газеты и
журналы».

«Смех

Дети

Индиго

—

кто

они?».

«Рождественские каникулы».
7.5.3 Эссе по одной из тем модуля.
7.5.4 Игра «Что? Где? Когда?»
8 Модуль 8. Итоговая аттестация (24 час)

Итогов

8.1. Повторение материала.
8.2.

ая

Пробные тесты

Субтест 1. Письмо
Субтест 2. Чтение
Субтест 3. Аудирование (материалы для тестируемых)
Субтест 4. Говорение
8.3. Итоговая аттестация

аттеста
24

ция


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».