Подписан: Свечникова
Ирина Александровна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-09-01 17:45:
07
Foxit Reader Версия:
9.7.1
1.
Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в общеобразовательном
учреждении, а также права и обязанности участников инклюзивного (интегрированного)
образования.
1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной
стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от
01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013
№ 26.
1.3 В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Инклюзивное (интегрированное) обучение – форма организации образовательного
процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в
общеобразовательном учреждении, реализующего общеобразовательные программы, в
совместной образовательной среде с детьми, не имеющих таких ограничений,
посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и
социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих
таковых ограничений. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.4 Цель инклюзивного (интегрированного) образования – реализация права обучающихся с
ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5 Задачи инклюзивного (интегрированного) образования:
создание эффективной системы психолого-педагогического и медико - социального
сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью
максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ОВЗ.
1.6 Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении может быть организовано в
форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений,
в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися);
посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным
планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации
образовательной деятельности;
частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной
деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они
могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психологопедагогической комиссии;
точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на
праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к
интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе
являются:
-создание адаптивной среды;
-повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
-создание психолого-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения
учитывается мнение ребенка.
2.7. Решение о создании в школе классов (групп) инклюзивного образования принимается
руководителем
образовательного учреждения на основании заключения Котовской
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.8. Сведения об организации инклюзивного образования в школе ежегодно передаются в
территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.9. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
2.9.1. Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей
(законных представителей);
- определение модели инклюзивного образования;
- определение учителей, классного руководителя и класса (группы), в который (ую)
зачисляется обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение
дополнительных ресурсов);
заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление
обучающегося с ОВЗ в школу;
разработка адаптированной образовательной программы.
2.9.2. Диагностический этап:
устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
организация диагностической работы учителей и специалистов психолого-педагогического
сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с
ОВЗ;
по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум
выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное
заключение утверждается решением педагогического совета;
в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума
руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей)
ребенка с ОВЗ;
вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы
получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на
заседании территориальной психолого-медико- педагогической комиссии.
2.9.3. Основной этап:
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными
возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
- реализация
адаптированной образовательной программы; мониторинг реализации
адаптированной образовательной программы.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзии
3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ
определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными
требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
3.3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных
потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При
реализации
общеобразовательных
программ
используются
различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в школе могут
реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности),
которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется школой
самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные образовательные программы реализуются школой как самостоятельно,
так и посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого- медикопедагогическим консилиумом школы.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим
законодательством.
3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ
об образовании.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)