Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Подписан: Свечникова
Ирина Александровна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-09-01 17:45:
07
Foxit Reader Версия:
9.7.1

1.

Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в общеобразовательном
учреждении, а также права и обязанности участников инклюзивного (интегрированного)
образования.
1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной
стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от
01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013
№ 26.
1.3 В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Инклюзивное (интегрированное) обучение – форма организации образовательного
процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в
общеобразовательном учреждении, реализующего общеобразовательные программы, в
совместной образовательной среде с детьми, не имеющих таких ограничений,
посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и
социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих
таковых ограничений. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.4 Цель инклюзивного (интегрированного) образования – реализация права обучающихся с
ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5 Задачи инклюзивного (интегрированного) образования:
создание эффективной системы психолого-педагогического и медико - социального

сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью
максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ОВЗ.
1.6 Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении может быть организовано в
форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений,
в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися);
посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным
планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации
образовательной деятельности;
частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной
деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они
могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психологопедагогической комиссии;
точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на
праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к
интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе
являются:
-создание адаптивной среды;
-повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
-создание психолого-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения

учитывается мнение ребенка.
2.7. Решение о создании в школе классов (групп) инклюзивного образования принимается
руководителем
образовательного учреждения на основании заключения Котовской
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.8. Сведения об организации инклюзивного образования в школе ежегодно передаются в
территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.9. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
2.9.1. Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей
(законных представителей);
- определение модели инклюзивного образования;
- определение учителей, классного руководителя и класса (группы), в который (ую)
зачисляется обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение
дополнительных ресурсов);
заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление
обучающегося с ОВЗ в школу;
разработка адаптированной образовательной программы.
2.9.2. Диагностический этап:
устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
организация диагностической работы учителей и специалистов психолого-педагогического
сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с
ОВЗ;
по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум
выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное
заключение утверждается решением педагогического совета;
в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума
руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей)
ребенка с ОВЗ;
вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы
получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на
заседании территориальной психолого-медико- педагогической комиссии.
2.9.3. Основной этап:
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными
возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
- реализация
адаптированной образовательной программы; мониторинг реализации
адаптированной образовательной программы.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзии
3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ
определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными
требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
3.3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных
потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые

обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При
реализации
общеобразовательных
программ
используются
различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в школе могут
реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности),
которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется школой
самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные образовательные программы реализуются школой как самостоятельно,
так и посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого- медикопедагогическим консилиумом школы.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим
законодательством.
3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ
об образовании.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».