1. Общие положения
1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с
впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставничество – одна из наиболее
эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в ОУ.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под
непосредственным
руководством
наставника
по
согласованному
плану
профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение, ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные
акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки
учителей и специалистов образовательных учреждений.
1.4. Настоящее положение утверждено с учетом мнения педагогического совета.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в
школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закреплении
учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого
отношения к выполнению обязанностей учителя;
удовлетворение потребностей молодых специалистов в получении знаний о новейших
достижениях в области педагогических технологий, передовом отечественном и
зарубежном опыте;
минимизация периода адаптации и профессионального становления молодых
специалистов.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет ответственный за учебно –
воспитательную работу в школе.
3.3. Ответственный за учебно – воспитательную работу в школе подбирает наставника из
наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый
жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,
системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж
педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному
предмету.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях творческих групп учителей
- предметников, согласовываются с ответственным за учебно – воспитательную работу в
школе и утверждаются на заседании Методического совета.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации
Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как
правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.5. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента
назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательном учреждении;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в
образовательное учреждение по распределению;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей
и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на
промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной
плате из фонда надбавок и доплат образовательного учреждения. За успешную
многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе
поощрения.
4. Обязанности наставника
Наставник должен:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития
педагога с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической
и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю – предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития
педагога; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
вести дневник работы наставника и периодически докладывать ответственному за учебно
– воспитательную работу в школе о процессе адаптации молодого специалиста,
результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Обязанности молодого специалиста
5.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании Методического совета с указанием срока наставничества и будущей
специализации и утверждается приказом директора.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты,
определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы
и функциональные обязанности по занимаемой должности;
разработать и осуществлять работу по карте индивидуального профессионального
развития, согласованную с наставником и представленную на заседании Методического
совета;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем учебновоспитательного центра.
6. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
нарушением норм профессиональной этики;
требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
7. Руководство работой наставника
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
ответственного за учебно – воспитательную работу в школе.
7.2. Ответственный за учебно – воспитательную работу в школе обязан:
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несет ответственный за учебно – воспитательную работу в школе.
Ответственный за учебно – воспитательную работу в школе обязан:
рассмотреть на заседании Методического совета
индивидуальный план работы
наставника, карту индивидуального профессионального развития (КИПР) молодого
педагога;
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии
с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании Методического совета отчеты молодого специалиста
и наставника.
8. Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора ОУ об организации наставничества;
карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов;
протоколы заседаний педагогического совета, методического совета;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.