Подписан: Свечникова
Ирина Александровна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-09-01 17:45:
45
Foxit Reader Версия:
9.7.1
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о порядке проведения внутришкольного мониторинга по реализации
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ООО ОВЗ) и Федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О у/о) в МКОУ Купцовской СШ разработано на
основании действующего законодательства Российской Федерации:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19 декабря 2014 года №1598
«Об утверждении ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19 декабря 2014 года №1599
«Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Уставом МКОУ Купцовской СШ.
1.2. Внутришкольный мониторинг (далее - ВШМ) - это проведение директором школы наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетентности за
соблюдением всеми участниками образовательного процесса законодательных и иных нормативных
актов разного уровня, а также Устава школы, должностных инструкций, Правил внутреннего трудового
распорядка и иных локальных актов.
1.3. Директор школы вправе осуществлять ВШМ результатов деятельности педагогов по вопросам:
- соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- осуществления государственной политики в сфере образования;
- соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов школы;
- контроля условий реализации образовательных программ соответствующего уровня (кадровых,
материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и иных);
- контроля результатов освоения обучающимися образовательной программы соответствующего
уровня;
- контроля соответствия структуры и содержания образовательной программы соответствующего
уровня требования Федерального государственного образовательного стандарта;
- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля
успеваемости.
1.4. Основу ВШМ составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на
демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса,
на оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и стимулирования развития
их профессионального мастерства.
2. Цели ВШМ
2.1. Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере образования;
2.2. Реализация принципов государственной политики в сфере образования;
2.3. Соблюдение конституционного права граждан с ОВЗ на образование;
2.4.Защита прав и свобод участников образовательного процесса;
2.5. Соблюдение образовательных программ и учебных планов для организации образовательного
процесса для обучающихся с ОВЗ;
2.6. Совершенствования механизма управлением качеством специального (коррекционного)
образования, формирование условий для получения детьми с ОВЗ образования, в том числе по
программам дополнительного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на
основе специальных педагогических подходов;
2.7. Повышение эффективности результатов учебного и воспитательного процессов, социальнопсихологической реабилитации детей с ОВЗ, ответственности за конечный результат;
2.8. Проведение анализа и прогнозирование тенденций образовательного процесса, руководствуясь
оцениванием уровня продвижения обучающихся и активизации учебного и воспитательного процессов.
3. Задачи ВШМ
3.1. Осуществление мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в сфере
образования;
3.2. Выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации ФГОС ООО ОВЗ и
ФГОС О у/о в Учреждении нормативным требованиям;
3.3. Проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной
программы соответствующего уровня;
3.4. Анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях реализации ФГОС ООО
ОВЗ и ФГОС О у/о;
3.5. Выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса
и разработка предложений по их устранению;
3.6. Оказание методической помощи педагогам, в том числе по формированию у обучающихся
универсальных учебных действий;
3.7. Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное
прогнозирование образовательного процесса.
4. Направления ВШМ
4.1. Требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
4.2. Требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
4.3. Требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности
всех субъектов образовательной деятельности по принципу «распределенной ответственности».
5. Функции ВШМ
5.1. Информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного процесса и
условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных управленческих
решений;
5.2. Контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и
нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения образовательных
программ соответствующего уровня, требования к реализации ФГОС ООО ОВЗ и ФГОС О у/о);
5.3. Стимулирующая - превращение мониторинга в инструмент развития профессионального
личностного потенциала педагогов и общего развития обучающихся.
6. Организационные формы, виды и методы мониторинга
6.1. Основной формой мониторинга является:
- проверка результатов деятельности образовательной организации с целью установления исполнения
законодательства и иных нормативных документов, в том числе решений, приказов, указаний и
распоряжений органов исполнительной власти в сфере образования;
- последствия реализации принятых решений, имеющих нормативно-правовую силу.
6.2. ВШМ осуществляется директором, а также другими специалистами в рамках полномочий,
определенных приказом, согласно утвержденному плану контроля.
6.3. Виды ВШМ:
- Контроль в виде плановой проверки, осуществляемый в соответствии с утвержденным планомграфиком, обеспечивающий периодичность и исключающий нерациональное дублирование в
организации проверок;
- Оперативный контроль, осуществляемый в целях установления и проверки сведений о нарушениях,
указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в
отношениях между участниками образовательного процесса;
- Контроль в виде мониторинга, позволяющий осуществлять постоянное наблюдение за нормируемой
деятельностью общеобразовательной организации, сбор и обработку информации для эффективного
решения задач управления;
- Контроль в виде административной работы, осуществляемой директором с целью проверки
успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.4. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, контроль работы педагогов может проводиться
в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более
направления деятельности).
6.5. Методы ВШМ:
- документальный контроль;
- наблюдение за организацией образовательного процесса для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- экспертиза;
- анкетирование;
- опрос участников образовательного процесса;
- контрольные срезы освоения образовательных программ;
- иные правомерные методы, способствующие достижению цели контроля.
6.6. Объекты ВШМ:
- учебный процесс;
- воспитательный процесс;
- процесс коррекционной работы;
- методическая работа;
- психологическое состояние ученического и педагогического коллективов;
- обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.
7. Основные правила проведения ВШМ
7.1. Внутренний инспекционный мониторинг организует и осуществляет директор, другие
специалисты.
7.2. Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности работников определяются
необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах
педагогической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
7.3. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции директора школы.
7.4. Все мероприятия ВШМ - одной из форм управленческой деятельности, влияющей на
эффективность основного вида деятельности образовательной организации - образовательной,
включают в себя:
- вопросы, цели и объекты проверки;
- виды, формы и методы контроля;
- сроки и ответственные, осуществляющие контроль;
- оформление результатов контроля и исполнения принятых управленческих решений, отражаются в
отдельном разделе ежегодного плана работы образовательной организации и графиках основных
мероприятий.
7.5. Мероприятия ВШМ разрабатываются и включаются в качестве отдельного раздела в план работы
школы на учебный год, утверждаемый директором.
7.6. Перед началом проверки, лицо, ее осуществляющее, разрабатывает план-задание, в котором
определяет конкретные вопросы проверки и сроки ее проведения, обеспечивает достаточную
информированность проверяемого должностного лица. План-задание утверждается директором школы.
7.7. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагогов,
если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор может посещать уроки
педагогов без предварительного предупреждения.
7.8. В случае проведения предварительных проверок педагог предупреждается не менее, чем за один
день до посещения уроков.
7.9. В экстренных случаях педагог предупреждается не менее, чем за один час до посещения уроков.
Экстренным случаем считается жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства Российской
Федерации в сфере образования.
7.10. Кроме плановых проверок, основаниями контроля являются:
- заявление педагога на аттестацию;
- задание руководства органов исполнительной власти в сфере образования;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений, которое должно быть оформлено
документально;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования;
- оперативное инспектирование.
7.11. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться другие (компетентные)
организации и специалисты.
7.12. В этом случае директор:
- издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки;
- устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задания;
- определяет продолжительность тематических и комплексных проверок (не превышающие 10 дней);
- количество посещаемых уроков (не более 5), других занятий и мероприятий.
7.13. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию,
относящуюся к предмету ВШМ.
7.14. При обнаружении в ходе ВШМ нарушений законодательства Российской Федерации в сфер е
образования о них сообщается директору.
7.15. В целях обеспечения информированности педагогов, мероприятия ВШМ, предусмотренные
годовым и месячным планами, с указанием сроков и ответственных исполнителей, своевременно
доводятся до педагогического коллектива.
8. Примерный перечень вопросов, подлежащих мониторингу
Директор школы и (или) по его поручению ответственные специалисты вправе осуществлять контроль
результатов деятельности работников по вопросам:
8.1. Осуществления государственной политики в сфере образования детей с ограниченными
возможностями здоровья;
8.2. Использования методического обеспечения в образовательном процессе детей с ОВЗ;
8.3. Реализации утвержденных образовательных программ, в том числе дополнительного образования,
учебных планов, планов воспитательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
8.4. Соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
8.5. Соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
учреждения.
8.6. Порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ;
8.7. Работа пищеблока в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся;
8.8. Другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
9. Результаты мониторинга
9.1. Результаты ВШМ оформляются в виде:
- аналитической справки;
- справки о результатах проверки;
- доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
- текста выступления на педагогическом совете;
- заседаний методический объединений.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости,
предложения.
9.2. Информация о результатах проведенного инспектирования доводится до сотрудников школы в
течение 7 дней с момента завершения проверки.
9.3. Педагогические работники после ознакомления с результатами проверки должны поставить
подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о ее
результатах. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами
проверки в целом или по отдельным фактам и выводам.
9.4. По итогам ВШМ, в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел,
могут проводиться заседания педагогического совета, методических объединений, совещаний при
директоре.
9.5. Директор школы по результатам ВШМ принимает управленческие решения:
- обсуждение итоговых материалов на заседании коллегиального органа управления;
- доклад об устранении выявленных недостатков к определенному сроку;
- проведение повторной проверки с привлечением специалистов;
- об издании соответствующего приказа;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- иные решения в пределах своей компетенции.
9.6. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах
других физических и юридических лиц, сообщается заявителям в установленном порядке и в
установленные сроки.
9.7. Результаты тематической проверки ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)